Обучение и воспитание детей с нарушением зрения

Когда речь заходит про обучение и воспитание детей с нарушением зрения, многие родители совершают ряд ошибок. Давайте посмотрим, что родителям следует предпринять, а чего делать категорически нельзя.

Наибольшую распространенность получают функциональные нарушения зрения, такие, как косоглазие, миопия, катаракта, астигматизм или помутнение роговицы.

По степени тяжести они самые легкие и поддаются коррекции. Кроме того, выделяют органические нарушения, связанные с различными аномалиями глаза. Подобные нарушения могут возникнуть в силу тех или иных причин и являться: врожденными (чаще всего), приобретенными или наследственными. Нередко нарушения в работе зрительного анализатора сопровождают и другие заболевания. В не зависимости от причины, которая повлекла проблемы со зрением, обучение и воспитание детей с нарушением зрения это один важнейших аспектов в воспитании ребенка.

Категории детей со зрительными нарушениями

Имеется несколько категорий деток со зрительными нарушениями. Слепые дети – детки с полным отсутствием способности к получению зрительных ощущений и дети с остаточным зрением. Большинство из них имеют светоощущения, с трудом различают контуры крупных фигур, расположенных непосредственно перед лицом. Слепота у таких детей может быть врожденной или приобретенной.

У первой группы ребят прослеживается отставание в становлении образного мышления, их движения скованны, затруднены. Развитие речи, памяти, логического мышления и внимания протекает нормально.

Обучение и воспитание детей с нарушением зрения

Ребенку, утратившему зрение в процессе жизни проще адаптироваться к окружающему миру, нежели слепорожденному малышу, поскольку у него имеются определенные зрительные представления. Соответственно, чем позже он столкнулся с этой проблемой, тем лучше его зрительная память. Необходимо учить ребенка использовать ее в повседневности, иначе со временем все забудется. Малыш привыкнет опираться на другие анализаторы (слуховой, кожный и т. д.). Постепенно на их основе формируется воссоздающее воображение, речь, мышление, внимание, которые имеют важнейшее значение в процессе компенсации. Родителям нужно помогать учиться использовать свои возможности, развивать его представление о различных звуках (например, о приближении машины он может догадаться лишь по характерному шуму).

Ко второй категории относятся слабовидящие детки. Зрительный анализатор остается основной формой постижения окружающей действительности, остальные его лишь дополняют, а не замещают, как у слепых ребят. Они получают ограниченную, не совсем точную информацию из внешнего мира. Это создает определенные затруднения при обучении. Таким детям желательно использовать учебники с большим шрифтом, лупы, очки и находиться в помещении с повышенной освещенностью.

Вам может быть интересно  Синяки под глазами у ребенка

Особенности развития

Нередко зрительный дефект приводит к появлению вторичных нарушений: искривление осанки, неточность действий, нарушения мышления или речи и т. д. Слепой или слабовидящий ребенок нуждается в особых коррекционно-педагогических мероприятиях, которые уместно проводить с раннего возраста.

Из-за отсутствия зрения развитие таких деток сопровождается некоторыми особенностями: затруднениями в пространственной ориентировке, изменениями в области эмоционально-волевой сферы, искаженным восприятием объектов внешней действительности, проблемами в цветоощущении и т. д.

Речь приобретает особое значение. Она помогает сформировать связь между словом и действием или предметом. Информацию, полученную от взрослого, малыш пытается проверить посредством тактильных ощущений, постепенно идет накопление информации об окружающем мире. Нередко у ребенка возникают проблемы в верном понимании слов, ему сложно соотнести обозначения с конкретным предметом, поэтому не лишней оказывается помощь логопеда.

Обучение и воспитание детей с нарушением зрения

Память достигает крайне высокого уровня развития, поскольку хранит сведения необходимые для ориентировки в пространстве, взаимодействия с людьми и т. д. Кроме того, для слабовидящего или слепого ребенка особое значение приобретают звуки (например, различия в пении одних птиц от других).

Желательно использовать особые физические упражнения или специальные подвижные игры, направленные на улучшение ориентировки в пространстве и координации движений. Лучше проконсультироваться с врачом и разработать индивидуальную программу, поскольку родители не могут учесть всех особенностей развития малыша, поэтому рискуют навредить ему.

Для того чтобы научить ребенка конкретному действию необходимо не только много раз повторить его, но и объяснить его смысл и значение. Первоначально осуществлять новые для малыша манипуляции нужно совместно, т. е. делать что-то «в четыре руки». Постепенно это дойдет до автоматизма, и кроха сможет самостоятельно заправить кровать или собрать свои вещи.

Игрушки слепого ребенка должны быть крупными, яркими и сочетать в себе различные материалы, поверхности. Не пренебрегайте и музыкальными игрушками. Они помогут развивать тактильные навыки.

Вам может быть интересно  Почему у новорожденного меняется цвет глаз

Специализированная школа или обычная?

В первую очередь родителям нужно понимать, что дети с нарушением зрения это дети, которые требуют «особенного подхода». А «особенный подход» заключается в понимании родителей, вот такой каламбур. Родителям ребенка с нарушениями зрения не стоит ограничивать его общение с обычными детьми. Не нужно создавать для него особые, искусственные условия и стремиться ограничить его круг общения. Не стоит излишне акцентировать свое внимание на его зрительном дефекте, поскольку это может сформировать у ребенка комплексы.

Слабовидящего малыша желательно отдать в специализированный детский садик, хотя если нарушения незначительны (например, он способен различать достаточно мелкие предметы) можно записаться и в обычный сад. В таком случае сверстникам желательно заранее сообщить, что рядом с ними будет находиться «особый» ребенок.Однако в специализированном учреждении организованы все необходимые условия для таких деток.

Обучение и воспитание детей с нарушением зрения

Группы в них обычно меньше, что позволяет уделять больше внимания каждому малышу. Обучение производится по особой системе с использованием специального оборудования, осуществляются коррекционные мероприятия. Причем все детки находятся в схожей ситуации, т. е. ребенка никто не будет дразнить или обижать из-за очков. Следовательно, ничто не помешает его нормальному формированию, как личности, самооценка не будет занижена. Ведь зрительный дефект практически никак не влияет на становление характера, убеждений и мировоззрения малыша.

Если подобное учреждение находится на приличном расстоянии от дома, родителям не удастся видеть часто свое чадо, что создаст для него определенные трудности. Появится психологическое разобщение, которое дополнительно травмирует кроху. Вопрос о том, в какую школу (садик) отдать ребенка, безусловно, необходимо решать исходя из конкретной ситуации с учетом его способностей и возможностей.

В заключение

Итак, дети с нарушением зрения нуждаются в специальных условиях для своего развития и обучения. Но не стоит во всем относиться к ним как к особенным малышам. Эти детки способны при определенных условиях успешно реализоваться в жизни и добиться многого.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.